Установки под напряжением
В настоящее время применяются главным образом электрифицированные механизмы для пробивных работ с напряжением питания 220 В и двойной изоляцией, которая состоит из двух независимых друг от друга ступеней — рабочей и дополнительной. Рабочей называют основную изоляцию, необходимую для работы машины и защиты оператора от поражения электрическим током. Это оплетка или эмаль обмоточных проводов, пазовая изоляция обмоток машин, пропиточные лаки и компаунды, изоляция жил кабеля, проводов и внутренних соединений. Дополнительной изоляцией служат пластмассовые корпуса машин, изолирующие втулки и др. Выпускаются также электросверлильные машины с напряжением питания 42 В и повышенной частотой (200 Гц), безопасные в работе, но для питания которых требуются крупногабаритные переносные преобразователи частоты, поэтому применение их ограничено.
Для повышения безопасности электросверлильных машин на 220 В с одной ступенью изоляции их питание осуществляют от сети через специальный разделительный трансформатор (с коэффициентом трансформации 1:1), имеющий обмотки с усиленной изоляцией, выполненные так, что повреждение первичной обмотки не приводит к образованию потенциала сети во вторичной обмотке. Следовательно, исключается появление потенциала сети и на металлических частях сверлильной машины даже в случае пробоя изоляции.
Выполнение работ в установках, находящихся под напряжением или с частично снятым напряжением, разрешается в исключительных случаях и только электромонтажникам, прошедшим специальные обучение и инструктаж, после получения наряда-допуска и обязательно под надзором эксплуатационного персонала. Пневматический инструмент и сварочные трансформаторы. Основное требование при эксплуатации пневматического инструмента заключается в смазывании его турбинным или соляровым маслом через каждые 4 —5 ч работы, а нового инструмента через каждые 2-3 ч.
Перед выдачей рабочий-инструментальщик проверяет в машине или перфораторе затяжку всех резьбовых соединений, заполняет масляную полость чистым минеральным маслом, набивает масленки солидолом для смазывания редуктора и подшипников, опробывает работу на холостом ходу, проверяет давление сжатого воздуха и исправность шланга. Падение давления сжатого воздуха резко снижает производительность машины.
В зимнее время пневмоинструмент покрывается влагой от конденсации паров, содержащихся в сжатом воздухе, которую надо своевременно удалять. Кроме того, перед началом работы пневмоинструмент подогревают.